КРЕАТИВНЫЙ КАПИТАЛ XXI ВЕКА

[11 марта 2018]

«Креативный капитал» XXI-го века

От глобальных проблем и сложных тенденций собственного социокультурного развития обратимся к человеческому фактору. Что происходит с современным человеком под влиянием новых условий его существования?

Экономика по-прежнему остаётся решающим фактором, влияющим на жизнь каждого отдельного человека, содержание и специфику межличностных отношений в социуме. Однако изменившаяся природа самой экономики кардинально меняет и зависящую от неё систему социальных координат, что, в свою очередь, влечёт изменение базовых систем ориентации в социуме многих миллионов людей, из которых, как известно, и складывается человечество.

Разные учёные в разных странах мира (Чарльз Лэндри, Ричард Флорида, Дэниэл Пинк и другие) с разной степенью категоричности выдвигают гипотезу, согласно которой привычное всем нам общество организационной культуры начинает перерождаться в нечто качественно новое. То, что 100 и даже 50 лет назад было явным курьёзом и исключением из правил, сегодня начинает доминировать в ведущих отраслях новой мировой экономики, постепенно пронизывая всю человеческую культуру. Я имею в виду креативный способ ведения хозяйственной деятельности и связанный с ним новый уклад жизни.

Произошло то, что не мог предвидеть Карл Маркс, а именно — рыночное усиление индивида и создание такой экономической ситуации, когда не организация, а талантливый человек становится базовой экономической единицей. Безусловно, человек не может полностью заменить собой производственные мощности, однако сама природа новых производственных мощностей, насквозь пропитанных интеллектуальными технологиями, всё больше и больше зависит от человеческого фактора. Точнее сказать, конкурентоспособность современного производства невозможна без соединения с такой главной сегодня «производственной мощностью», как человеческий мозг со всеми его креативными и интеллектуальными возможностями.

Ещё вчера человек был «приложением» к крупному производству и под ритмы производственной деятельности подгонялись биоритмы обслуживающих производство людей. Сегодня, когда работник новой высокотехнологичной экономики в прямом физическом смысле может перенести основные производственные мощности к себе домой, взять их в командировку и даже на отдых, такая рабская зависимость пропадает, в корне меняя при этом всю систему трудовых отношений.

Как пишет знаменитый бизнес-гуру Том Питерс: «Сегодня для работы нужны две вещи: талант и проект». Человек Организационной Эпохи начинает постепенно «вымирать». И если для единообразной работы индустриальной эпохи нужны были единообразные работники, то новая мировая экономика вкупе с углубляющимся кризисом усложнённости поставили вопрос о качественно новой рабочей силе (применительно к армии — о качественно новом личном составе вооружённых сил) — силе, способной создавать новые интеллектуальные продукты, открывать новые знания, способы решения задач и ведения дел.

Постиндустриальная эпоха, говоря словами американского социолога Ричарда Флориды, поставила вопрос о «креативном классе» и «креативном человеческом капитале» нации. В своём исследовании Ричард Флорида выдвинул гипотезу, согласно которой структура рабочей силы в наиболее экономически развитых странах мира неуклонно меняется в сторону увеличения особой группы людей, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания(выделил — А. Ермолин).

По мнению Р. Флориды, ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сферах, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений. Помимо ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди решают сложные задачи, для чего необходимы независимость мышления, высокий уровень образования, «плотность» соответствующего человеческого капитала.

Радикальное отличие между креативными и другими классами в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего классов платят, главным образом, за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономности и гибкости, чем два других класса.

Ричард Флорида выдвигает и убедительно аргументирует свою концепцию ближайшей эпохи развития человечества:

«Принято считать, что мы живём сейчас в «информационной» экономике или «экономике знаний». Однако более существенная истина заключается в том, что современная экономика приводится в действие человеческой креативностью(выделил А. Ермолин). Креативность — способность создавать значимые формы — превратилась в основной источник конкурентного преимущества.Практически в любой области производства, от автомобилестроения до индустрии моды, пищевой промышленности и информационных технологий, побеждает, в конечном итоге, тот, кто обладает творческим потенциалом».

Растущее влияние «креативного класса» исследователь аргументирует следующей статистикой: «В течение XX века креативный класс вырос в десять с лишним раз, с трёх миллионов человек до сегодняшнего уровня; только с 1980 года его численность более, чем удвоилась. Приблизительно 15 миллионов специалистов, более 12% рабочей силы США, принадлежат к его суперкреативному ядру. Сегодня в США креативный класс численно превосходит традиционный рабочий класс, объединяющий тех, кто работает на производстве, в строительстве или на транспорте». Всего же, по мнению Р. Флориды, около 38 миллионов человек, т.е. 30% всех работающих американцев принадлежат к креативному классу.

«Периоды широкомасштабных преобразований — вроде того, что мы переживаем сейчас», — пишет Р. Флорида, — «всегда отмечались ростом и выдвижением на передний план нового класса. Если представителям таких классов удавалось объединиться, они добивались великих вещей. Они помогали обществу войти в новую эпоху (выделил А. Ермолин), а иногда и улучшали положение других его групп. Западноевропейская буржуазия на раннем этапе своего развития встала во главе движения против монархии и старого феодального порядка. На рубеже XIX и XX веков рабочий класс возглавил усилия по улучшению оплаты и условий труда для огромного количества людей.

Сегодня члены креативного класса должны осознать, что их экономическая функция делает их естественными — и даже единственно возможными — общественными лидерами XXI века(выделил А. Ермолин).

В 1993 году Пол Ромер сделал следующий прогноз: «Мы не знаем, какой будет следующая большая идея насчёт того, как поддержать идеи. Мы также не знаем, где она возникнет. Тем не менее, можно сделать два безошибочных предположения. Во-первых, в XXI веке будет лидировать та страна, которая воплотит инновационное изобретение, позволяющее производить коммерчески состоятельные идеи для частного сектора(выделил — А. Ермолин). Во-вторых, новые мегаидеи такого типа обязательно будут найдены».

Какое отношение приведённые выше мысли и гипотезы имеют, в частности, к проблематике строительства Вооружённых сил России и подготовке защитника Отечества? Думаю, самое непосредственное. Говоря о проблемах армии, мы часто ссылаемся на то, что Вооружённые Силы — всего лишь часть нашего общества. Но ведь российское общество при всех его проблемах очень и очень разное. Наши студенты регулярно выигрывают самые престижные чемпионаты мира в области программирования, т.е. в той отрасли мировой экономики, которая находится на самом острие мирового конкурентного соперничества. Значит, «люди будущего» — тот самый «креативный класс» — водятся и у нас. Может быть, стоит подумать не о том, как отлавливать и загонять в армию самые маргинальные, больные и абсолютно бесперспективные слои российской молодёжи, а о том, как сделать Российские Вооружённые Силы привлекательными для той части человеческого капитала нации, от которой зависит наше стратегическое развитие и геополитическое выживание.

Может быть, именно такой подход и обеспечит нам ту самую «асимметричную систему мер», о которой говорят наши политики и которая теоретически подтверждается возможностями новой креативной эпохи. Сделать креативный класс основой Российских Вооружённых Сил — безумно сложная и интересная задача. Но ведь именно безумные задачи и люди, умеющие их решать, создают условия для глобальных прорывов национального развития.

Когда в корпорацию IBM принесли образец первого в мире микрочипа, эксперты крупнейшей технологической компании мира спросили: «Ну и что мы с этим будем делать?». Создать армию креативного типа ещё более сложная задача, чем перевести государство командно-административной природы на инновационные рельсы. Пока же автор этих строк предлагает подумать над решением более скромной задачи: как сделать наши Вооружённые Силы привлекательными для талантливых молодых людей? Хотя на самом деле задачи нашей национальной безопасности срочно требуют ответа на вопрос, куда более широкого свойства: как сделать нашу страну привлекательной для талантливых людей, способных справиться с вызовами XXI века?

Креативный класс меняет не только экономику, креативный класс создаёт собственную субкультуру, которая с большой степенью вероятности в совсем недалёком будущем станет частью национальных культур, точнее тех из них, которые сумеют пережить столь масштабные метаморфозы. По существу, креативный класс бросает вызов организационной эпохе. Как пишет Игорь Гансвид, главный редактор издательства «Секрет фирмы»: «Очевидно, что сознательный выбор наиболее талантливыми и высококвалифицированными людьми индивидуального подхода к трудовым отношениям представляет собой прямую, явную и непосредственную угрозу безмятежному благополучию многих и многих иерархических организаций.Бизнес делается не штучными лидерами и свирепыми начальниками, а многочисленным слоем трудолюбивых и ответственных специалистов и менеджеров среднего звена. И если эти трудолюбивые и ответственные специалисты и менеджеры завтра стройными рядами покинут ряды вашей организации, увидев для себя другие цели в жизни, то никакие прозорливые планы, стратегическое видение и бизнес-процессы не помогут. Останутся наиболее лояльные, но, скорее всего, наименее умелые и талантливые». Такой кошмар сегодня снится каждому неглупому бизнесмену, осознавшему, куда «катится» современный мир. Для Российских Вооружённых Сил это уже почти сложившийся факт.

 

комментарии (0)

Вход в систему Регистрация →
Забыли пароль?