Самый эффективный способ поддержания качества автомобильного топлива.

[31 мая 2018]

Ситуация, знакомая каждому водителю: после очередной заправки машина упорно «не желает» ехать как следует. Не разгоняется, двигатель работает с перебоями. А неисправностей, вроде бы, нет. Значит, виноват бензин. Действительно, проблема качества автомобильного топлива в нашей стране до сих пор актуальна. Мы заливаем в баки жидкость, которая является на самом деле смесью, состоящей из углеводородной основы и разных присадок, повышающих октановое число. Присадки эти могут быть в той или иной степени дорогими или дешевыми, а также ядовитыми. Соотношение этих добавок в горючем может меняться, о причинах этого мы поговорим ниже.

Производители принимают меры для предотвращения фальсификации, разбавления и других махинаций, к которым прибегают порой недобросовестные продавцы на заправочных станциях. Такие гиганты, как «Лукойл», «Роснефть» или «Башнефть» реализуют топливо своего производства только на собственных, «фирменных», заправках. И это, действительно, правильная и полезная мера. Но всегда ли она работает? Увы, нет. И автолюбители убеждаются в этом, с досадой говоря знакомым: «Больше я на заправке такого-то производителя заправляться не буду». Переходят на топливо другого бренда, но и там их ждет разочарование. Сегодня бензин отличный, машина летит, как ласточка, а завтра – заводится с трудом и едет тупо. Плюс, появляются такие проблемы, как нагар на свечах, повышенный расход, детонация… И больше всего от топлива с отклонениями от требуемых характеристик страдают современные, дорогостоящие автомобили. Езда на плохом бензине негативно сказывается на экологии: вместе с выхлопными газами в атмосферу в большом количестве попадают ароматические углеводороды, соединения свинца, диоксина и другие опасные для здоровья вещества.

Так в чем же дело, виноваты ли производители автомобильного топлива в том, что даже на «фирменных» заправках бензин может не соответствовать заданным параметрам? С одной стороны, нет. Вся «цепочка», по которой топливо с нефтеперерабатывающего завода поступает к конечному потребителю, находится под строгим контролем. Своя система контроля качества есть на нефтеперерабатывающих заводах. Перед отгрузкой горючее в обязательном порядке проходит паспортизацию. И если обнаружится несоответствие топлива требованиям ГОСТ, с завода оно никуда не уйдет. Отгружается продукция нефтеперерабатывающих предприятий всегда в идеальном состоянии.

Далее топливо поступает по трубопроводам или в железнодорожных цистернах на нефтебазы. И тут организован контроль, причем в три ступени. Первый раз бензины и солярка проверяются при поступлении на нефтебазу, пробы берутся из каждой цистерны. Затем лабораторный контроль осуществляется при хранении, с тем, чтобы топливо со временем не теряло своего качества.

Но система контроля качества на нефтебазах, видимо, имеет свои изъяны и полного соответствия топлива требуемым параметрам обеспечить не может. Попробуем разобраться, почему. И начнем мы с состава «нормального» бензина. Как говорилось в начале статьи, бензин – это смесь, состоящая из ряда компонентов. И в резервуарах содержимое не находится в покое – в нем происходят как химические, так и физические процессы.

При заполнении резервуара, в результате так называемого «большого дыхания», а также «малого дыхания» — при хранении, компоненты бензина взаимодействуют с кислородом. Происходит окисление. Присадки, повышающие октановое число и защищающие двигатель, начинают разрушаться. Продукты окисления нестойких углеводородов приводят к образованию кислых и смолистых веществ, резко ухудшающих эксплуатационные свойства топлива. Время, за которое они образуются, называют индукционным периодом. Автомобильные топлива химически настолько нестабильны, что долгому хранению вовсе не подлежат.

Бензин неоднороден и по фракционному составу. В нем есть легкие фракции, имеющие низкую температуру кипения, и более тяжелые, температура кипения которых выше. От легких фракций зависят пусковые качества топлива, его способность запускать двигатель в условиях низких температур. Средние фракции бензина влияют на время прогрева, устойчивость работы и приемистость двигателя. Тяжелые фракции состоят из плохо испаряющихся углеводородов, влияющих на износ моторов.

Стоит топливу попасть в резервуар, как легкие фракции начинают подниматься кверху и понемногу испаряться, тяжелые — опускаться в нижнюю часть резервуара. Вниз оседают также смолы, вода, которая конденсируется из воздуха, и прочие примеси.

И вот к резервуару подъезжает бензовоз, чтобы доставить топливо на АЗС. Обычно водители, сталкиваясь с проблемным бензином, грешат на заправочные станции. Но чаще всего, работники АЗС ни при чем – они торгуют тем, что им привезли, а емкости на заправках слишком малы и бензин находится в них не так долго, чтобы с ним успели произойти какие-то химические и физические процессы.

Отбор топлива в бензовозы происходит снизу резервуара, то есть первым на заправки уходит бензин, который находится ближе ко дну. Напомнить, каких компонентов в нем содержится больше? Тяжелых фракций углеводородов, смол, воды. Как такой бензин повлияет на работу двигателя? Если ваш автомобиль заводится с трудом, дымит – скорее всего, вам попался бензин со дна резервуара. Свечи и клапана от такого бензина покрываются нагаром, увеличивается износ поршневой группы, так как остатки несгоревшего бензина смывают масло со стенок цилиндров. Собираясь в картере, остатки топлива разжижают масло, что также ведет к преждевременному износу движущихся деталей. Двигатель, работая на бензиновом «отстое», греется, расход топлива увеличивается. Выхлоп токсичен: в нем и сажа, и свинец, и несгоревшие углеводороды.

А ведь в этом топливе еще и вода. Вода во взвешенном состоянии вреда двигателю не наносит, но в большом количестве грозит поломками форсунок и распылителя инжекторов, накапливается в топливном баке, зимой образует ледяные пробки в бензопроводах.

Но бензин продолжают увозить на заправки, резервуар пустеет, и наконец, очередь доходит до самых легких фракций, которые находились в верхней части емкости. И вот «легкий» бензин на АЗС, а затем и в баках автомобилей. Что происходит? Двигатель заводится легко, «с полтычка», как говорят водители, но мощности не развивает. Легкие фракции нужны только на период пуска и прогрева двигателя, в дальнейшем они начинают интенсивно испаряться в топливном баке, бензопроводах. В топливоподающей системе образуются паровые пробки, возникают перебои в работе, двигатель глохнет. Где же рабочие фракции, присадки? Они были в бензине, который находился в средней части резервуара. Там топливо должно какое-то время оставаться более сбалансированным по составу. Повезло тем счастливчикам, которые заправили таким бензином свои автомобили.

А как быть остальным? Ведь предугадать, какой именно бензин – из верхней, или из нижней части резервуара окажется на заправке, невозможно. Выход один: постоянно поддерживать содержимое резервуаров на нефтебазах в однородном состоянии – в таком же, в каком бензин поступил с завода. Тут и могут сыграть решающую роль струйные перемешивающие устройства ЕВНАТ. За короткое время любая жидкость в резервуаре любой емкости, где установлены такие устройства, становится однородной по составу. Более того, использование струйных смесителей в резервуарах с легко воспламеняющимися жидкостями предпочтительнее, потому что у наших устройств нет движущихся деталей, они только распределяют потоки, а приводит жидкость в движение внешний насос.

Какие преимущества получит производитель автомобильного топлива от применения струйных перемешивающих устройств ЕВНАТ? Во-первых, точное соответствие бензина и дизтоплива нормам ГОСТ, и экологическим стандартам ЕВРО перед реализацией потребителям. И добиться этого можно будет с минимальными экономическими затратами и за малое время. Во-вторых, выиграет репутация компании в условиях, когда топливо реализуется только на «фирменных» заправках. И значит, вырастет прибыль, причем, без повышения цен. В-третьих, использование сбалансированного по составу бензина позволит уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, что позволит улучшить экологическую ситуацию.

Ну, а что получим мы, автолюбители? Стабильно качественный бензин, исправный автомобиль и удовольствие от приятных поездок. Остается пожелать, чтобы гиганты нашей нефтеперерабатывающей отрасли активнее внедряли на всех ступенях производства автомобильного топлива – и на заводах, и на нефтебазах, — струйные перемешивающие устройства ЕВНАТ.

комментарии (0)

Вход в систему Регистрация →
Забыли пароль?